Juhn (место обитания - Тайная Палата)
В Дивеево я поехала спонтанно. Просто как-то позвонила Kaisy и
сказала, что на экскурсию, в которую они едут конторой, берут не только
сотрудников, но и их знакомых, так что если я хочу... Я, конечно же, хотела!
Такое достопримечательное место, и я там ни разу не была - это был непорядок! К
людям, особо преданным православной религии я себя не отношу, так что ехала
туда не за духом святым и не за исцелением, а с чисто туристическими целями.
Хотелось посмотреть на знаменитый монастырь и храмы. Хотя это и стоило
неимоверных усилий - пришлось вставать аж полшестого
утра!! Как я смогла это сделать, до сих пор не понимаю, видать страсть к
туризму пересилила здоровую привычку спать до девяти. В автобусе поспать не дали
- экскурсовод рассказывала нам о монастырях, о монахах, об истории, о том, что там в мохнатой старине творилось на землях нашей
Нижегородской области. Всё это рассказывалось в автобусе потому, что на
территории монастыря недавно ввели запрет проводить экскурсии
"мирским" гидам, не иначе как эти самые "мирские" гиды
несут такую ересь, что это режет нежные уши тамошних монахинь. Вот и ехали мы
туда около 3-х часов под аккомпанемент увлекательного рассказа. К сожалению,
весь рассказ я сейчас не вспомню, но кое-какие отрывки врезались в память, и их
я хочу описать. Не уверена, что все эти отрывки я воспроизведу дословно
правильно и в правильной последовательности, но буду стараться. А если хочется
узнать поподробнее, читайте дневник Kaisy, она
по-моему очень детально всё описала. Итак, дальше пойдёт то, что рассказала нам
экскурсовод по дороге в монастырь.
Монахи и монашество
Судьбы насмешкою я в рясу облачён...
BELLE, страдания Клода Фролло
Монахи бывают разными... И не только по характеру, но и по социальному
положению. Раньше я, тёмный вообще-то в вопросах религии человек, делила
монахов на собственно монахов и послушников, и я была не права... Итак, Вы
захотели пойти в монастырь. С бухты-барахты Вас туда не возьмут, но если Вы
предъявите нательный крестик, как факт Вашего вероисповедания, очень сильно
попроситесь и отдадите туда Ваше приданое, Вас запишут в послушники (или -цы, смотря в какой монастырь Вы ломитесь). Далее начнётся
испытание Вас на Вашу твёрдость в намерении удалиться от мира и выживаемость в
монастырских условиях. Помимо сурового образа жизни на Ваши плечи автоматически
ложится множество работы по монастырю и храмам. Чем святее место, тем хлестче
приходится послушникам (или -цам). Дивеево, например,
место, заполненное туристами, и всю эту огромную территорию надо держать в
чистоте и порядке, то есть не переставая драить не
только территорию монастыря, но и три основных немаленьких храма, подметать
дорожки, летом следить за садом, чистить общественные сортиры, мыть полы в
храме, протирать стёкла, зацелованные туристами и паломниками (всё-таки должна
быть какая-то гигиена). Хотя, конечно, если за стеклом находится святая икона
или святые мощи, то их, казалось бы можно целовать и
без протирания, всякие микробы должны дохнуть автоматически ещё за оградой
монастыря, однако, паломники с туристами пошли брезгливые и не все согласны
целовать стекло, которое уже триста раз обмусолили самые разнообразные
личности. Поэтому в храмах есть послушницы, которые ходят с тряпочкой по храму
и периодически всё протирают - целуйте, добрые люди, сколько вам влезет. Помимо
всего прочего, в монастыре много такого, куда туристов не пускают, например,
жилые дома и огороды с тепличками - так там тоже надо работать. Если Вы -
везучий послушник, Ваше испытание продлится пару-тройку лет, а если не везучий
(или хорошо умеете убираться), то Вам придётся сидеть в послушниках годы. Вы, конечно же, имеете право обращаться к настоятелю монастыря с
убедительными словами о том, что Ваше решение стать монахом твердо, как камень
и Вас уже давно пора стричь, но Вам запросто могут отказать, потому что
начальству виднее, есть у Вас сомнения или нет, а может Вам вообще лучше валить
обратно в мир и заводить семью. Если Вы - упрямый послушник, то закалив нервы и заработав на руках и ногах мозоли, после
долгих лет терпения и самокопаний, Вы, наконец-то дожидаетесь манны небесной -
начальство готово принять Вас в ряды монахов. С полными карманами радости Вы
переходите на следующую ступень. Как эта ступень называется правильно, к сожалению не помню, но короче Вы становитесь лицом, которое
уже не послушник, но и не монах, а готовится к постригу, и всё ещё может
сбежать в реальный мир обратно, если нервы сдадут. Однако на этой стадии счёт
уже идёт не на года, а на
месяцы, поэтому после послушничества терпеть гораздо легче. Этот новый этап
Вашей монашеской карьеры характеризуется новой одеждой и более аскетичным
образом жизни. Про одежду нам рассказали очень подробно, но я совершенно
запуталась во всех мудрёных названиях-( Могу только
сказать, что Вы меняете Вашу старенькую послушническую рясу на новую рясу
другого фасона, несомненно более красивую. Если ко дню Вашего пострига Вы всё
ещё не сделали ноги из обители, то Ваше упрямство будет вознаграждено по
достоинству. Настанет Ваш звёздный час. Вы, неся за плечами опыт долгих лет
терпения, в центре внимания, будете стоять перед настоятелем
и протягивать ему ножницы, настаивая на своих правах стать таки монахом...
Настоятель ножницы не возьмёт, не признавая Ваши права и всё ещё сомневаясь, достойны
ли Вы вообще... Тут главное не впасть в крайности и не пугаться - это всего
лишь обряд. Уж если Вы дожили до этого счастливого дня, то будьте уверены - Вас
постригут! Смело протягивайте ножницы ещё раз и ещё раз. После третьего раза их
у Вас примут и Вы сможете вздохнуть свободно. Вы
приняли малую схиму... Что такое "схима" - до сих пор не понимаю, но
подозреваю, что это синоним слову "монашество". Малая схима - это
обычное монашество. Есть ещё великая или большая схима - но про неё потом.
Итак, Ваше новое состояние характеризуется полным изменением Вашего имиджа, у
Вас другая причёска, другая одежда (опять новая ряса и головной убор, названия
которому тоже не помню) и другое имя. Имя Вам дадут в честь того святого, в
день которого Вы стрижётесь. Если святой - мужчина, а Вы - женщина и наоборот,
не беда, имя под Вас подстроят, будете, к примеру, Сергией, Михаилой или
Пелагием. В монашестве Вас ждёт совсем уж аскетичная жизнь, молитвы и уважение
послушников, которыми Вы в своих законных правах можете командовать. Работать,
конечно, Вам тоже придётся, но тут Вы уже пользуясь привелегированным
положением, можете сильно не надрываться, работа, скорее превращается в хобби,
то есть в вид подвижничества, чем в обязанность. Если по достижению старости (а
у монахинь, судя по иконам, она достигается гораздо быстрее, чем у простых
смертных) Вам кажется, что Вы недостаточно аскетичны или что окружающие
недостаточно почтительно на Вас смотрят, Вы можете принять великую схиму -
высшая точка монашеской карьеры. Естесссно, с бухты-барахты Вас никто на эту
точку не вознесёт! Вы должны убедительно доказать, что Ваша святость святее
других, и вообще никто ещё не сделал для этого монастыря столько добра, сколько
Вы и ты ды... Если Вы - всё ещё упрямый монах и к старости не забыли, как в
молодые годы в тяжких условиях выбивали себе монашеский костюм, то Вы
справитесь и в очередной раз поменяете имидж и имя. Приняв
великую схиму, Вы переходите в супер-аскетичное состояние, практически в
затворничество, Вы почти прекращаете общаться с братьями (сёстрами), не говоря
уже про чужих, и вообще отвыкаете от речи, погружаясь в мир мыслей и
воспоминаний, в бездну своей собственной мудрости. Экскурсовод нам так и
сказала: "Схим-монахи не показываются на глаза
окружающим, проводят время в своих кельях и у каждого из них есть помощник из
послушников или молодых монахов, который приносит схим-монаху всё, что тот
пожелает" И сразу же после этой фразы экскурсовод добавила: "В
Дивеево схим-монахинь вы можете узнать по специальному одеянию - чёрный плащ с
капюшоном, который всегда закрывает лицо, и белыми греческими письменами,
расшитыми по плащу". Я вообще не поняла, каким это образом мы "сможем
узнать схим-монахиню", если "они никогда не
выходят из своей кельи"... Однако, видать выходить они
иногда выходят, потому что в Дивеево мы с Kaisy видели одну такую
бабушку. Старушка шла от монастыря к деревне, опираясь на подог, и зрелище это
было обалденное. Ничто в Дивеево не произвело на меня
такого впечатления, ни храмы, ни святыни, как эта бабушка в чёрном плаще. Это
был настоящий чёрный цвет, без примесей, когда глазам глядеть больно, и
полосками спускающиеся к подолу греческие буквы, ярко-белые - всё это вместе с
опущенным на лицо капюшоном создавало мистический ореол вокруг бабушки, скорее
страшный, но ужасно притягивающий. Когда я рассказывала про
бабушку-схим-монахиню брату, он высказал мнение, что старушка пошла в деревню за самогонкой, не доверяя
такое важное дело помощницам, и что я дура, потому что таких бабушек надо
ловить и пытаться поговорить. Потому как такие вот бабушки могут сказать много
чего интересного. У меня, конечно, зудело поговорить с
бабулей, но я постеснялась. Всё-таки нам сказали, что они ни с кем не общаются,
а тут поди каждый турист норовит пристать к старушке,
требуя каких-то высших откровений и мудрости. А какое дело бабуле до всех нас,
верующих и не верующих? Она знает наверняка, во что надо верить и к чему
стремиться, знает, но вряд ли кому расскажет, потому что дошла она до этого
знания долгим и совсем не лёгким путём, который я
постаралась описать, а мы хотим взять просто так готовый кусок её мудрости,
ничего не дав взамен, ибо чего мы можем дать этой старушке? Разве только
самогонку... А в деревню она точно к внучкам за самогонкой шла! Скучно ведь в
келье среди собственной мудрости и глупых послушниц... и без самогонки...
Основание монастыря
Это место выбрала вам Сама
Царица Небесная и никто не может отнять его у вас
Из слов Серафима Саровского. Цитата на открытке
Основательницу монастыря звали матушкой Александрой, и по рассказу экскурсовода
она мне совсем не понравилась-(( Личная жизнь у
матушки Александры (хотя в миру у неё было другое имя) не задалась, муж умер, и
она осталась одна с маленьким ребёнком на руках. Женщина она была дворянского
происхождения, богатая, эксцентричная и с неуёмной энергией. Эта самая
эксцентричность помешала ей пустить всю свою энергию на воспитание дочери, ей
захотелось в монастырь. Отдав ребёнка бабкам и дедкам,
несчастная вдова направилась в Киев, в Лавру, почему-то именно там решив
принять постриг. В монахини её не приняли, сказали, чтобы шла обратно и по
дороге подумала, чем должна заниматься хорошая мать и должна ли она шастать по Лаврам. Вот, кстати, случай матушки Александры
является исключением к тому правилу монашеской карьеры, которое
я описала выше. Но это исключение из разряда тех, которые правило
подтверждают-) Потому что, как дипломатично выразилась
экскурсовод: "Несмотря на запрет, она приняла постриг тайно". Если Вы
думаете, что "тайно" стригут всех левых с улицы, то Вы ошибаетесь,
тут важным показателем является денежка. Матушка Александра с деньгами никогда
проблем не испытывала и, судя по всему, привыкла всегда иметь то, что хотела,
поэтому этап послушания она благополучно проскочила и стала, наплевав на все
запреты и советы пойти посмотреть, как там дочь родная, монахиней. Приняв
схиму, матушка Александра продолжила странствовать по всяким разным святым
местам и на очередном перегоне узнала, что её ребёнок умер... Известие это она
решила трактовать, как то, что теперь сам бог повелел
ей отрешиться от мира и заняться исключительно спасением души. А что, мы все
трактуем события как нам удобнее. Опять же свою душу спасать куда интереснее,
чем чью-то другую, пусть даже собственного ребёнка.
Паломнические скитания завели матушку Александру и в Саровский
мужской монастырь (уж я не помню, зачем конкретно она туда шла). По дороге она,
устав, решила отдохнуть на паперти церкви в деревне Дивеево, и привиделась ей
во сне сама Богородица, которая сказала, чтобы матушка Александра возводила
здесь храм и монастырь, ибо место это свято, потому что - это четвёртое на
Земле место пребывания божьей матери. Почему Богородица в своё время ходила по
Дивееву и почему она решила, что именно матушка Александра была на тот момент
самой достойной монахиней для основывания храма, я не знаю, но в своём выборе
она не ошиблась. Всю свою энергию матушка Александра направила на строительство
обители, которая и по сей день является одним из самых посещаемых паломниками
мест в России. Надо сказать, что матушка Александра вообще нехило помогла
православной религии, так как всё своё состояние потратила на строительство и
реставрацию храмов. Всего за её счёт было возведено или отремонтировано
двенадцать храмов, не считая Дивеевского монастыря.
Сторительство шло хорошо. Помимо руководства проектом матушка
Александра спасала от голодной смерти местных крестьян, ибо лето тогда выдалось
неурожайным. Спасала она их очень некрасивым, на мой взгляд, способом - она
заставляла работать детей. Именно заставляла, потому что она платила деньги за
таскание камней, то есть сулила голодным малышам эти самые заманчивые медяки,
за которые они (кушать-то хочется) готовы были таскать булыжники. Детский труд
- это преступление, не важно во имя каких целей он был совершён, но матушка
Александра, судя по всему, всегда имела свои собственные взгляды на воспитание
детей, и неумершие с голоду крестьяне, которым их дети приносили гроши за
таскание камней, были ей благодарны. Для меня лично осталось загадкой, почему
папаши этих детей не шли таскать кирпичи за деньги - больше бы заработали, и
детки бы не надрывались. Брат предположил, что папаши пили горькую, а дети,
папаши и мамаши которых неплохо работали в огородах, на той же стройке или
торговали лавках, кирпичи поди не таскали.
Итак, храм был построен, монастырь тоже потихоньку обживался,
разростался, обретал известность в народе и переходил в новую и очень значимую
для себя эру - эру Серафима Саровского.
Преподобный Серафим Саровский Чудотворец
А кто в обители моей будет жить, всех не оставлю.
Канавка же вам будет стеною до небес
Из слов Серафима Саровского. Цитата на открытке
Эра матушка Александры знаменовалась для Дивеево как снег на голову
свалившимися хлопотами, строительством и вообще буйной деятельностью. Представьте себе деревня, в которой более 99% жителей и знать не
знали, что сама Богородица путешествовала по этим землям, более 98% жителей не
предполагали, что Богородица куда-то путешествовала из Иерусалима и более 97%
жителей вообще не задумывались о том, как жилось и путешествовалось Богородице,
а больше думали о картошке, капусте и корове, вдруг становится святым местом...
Знатная барыня, судя по всему святая, потому что
Богородица избрала именно её, строит из того всего, что было (а была простая
деревня, каких тысячи по матушке Руси) конфетку, и даёт мощный посыл к тому,
чтобы деревня эта прославилась на весь православный мир. Конечно, конфетка
получилась не сразу, окончательные и самые важные штрихи накладывались
Серафимом Саровским, эра которого была для Дивеево временем всяческих чудес и
знамений, и деревня вышла из этой эры, как Золушка, знаменитым Свято-Троицким
Серафимо-Дивеевским женским монастырём.
Настоятель женского монастыря
Когда матушка Александра собралась умирать, её стало беспокоить, что плоды всей
её энергии пропадут зря, святейшее место в недостаточно умелых руках может
превратиться в обыкновенный женский монастырь. А ведь здесь ходила сама
Богородица! Вопрос о преемнице стоял для матушки Александры очень остро и
болезненно. И достойных в своей обители она не видела. Однако небеса были
благосклонны к этой необыкновенной женщине (и к монастырю тоже), и послали ей
шанс в виде настоятеля Саровского мужского монастыря со спутником. Настоятель
проезжал мимо по своим настоятельским делам, однако в Дивеево был настигнут
грозой (явное вмешательство божественных сил) и вынужден был остановиться.
Матушка Александра приняла высокого гостя и, мудро рассудив, что Саровский
монастырь был обителью весьма известной и уважаемой и поддержка его была бы для
Дивеево ой как кстати, стала просить настоятеля, что
бы тот, после её смерти, "не забыл сестёр" и взял командование
Дивеевским монастырём в свои руки. Настоятель брать в свои руки командование
отказался, сославшись на пропасть забот по своему
родному монастырю, но предложил вместо себя достойную во всех отношениях
кандидатуру - своего спутника. Матушка Александра с благодарностью согласилась
и на этом. Таким вот несколько неожиданным для себя образом монах Саровского
монастыря Серафим оказался настоятелем женской обители. Впоследствии его ждала
жизнь, рассказанная в легендах. Он был отшельником, святым старцем,
чудотворцем, целителем и мудрецом, святым Серафимом Саровским. И за всю эту
жизнь он ни разу больше не был в Дивеево......
Из рассказа экскурсовода святой Серафим Саровский получился
фигурой очень противоречивой, помимо чудес были поступки, мягко говоря, не
очень красивые, например история с монахиней Еленой, которой было велено
принять смерть за брата (Kaisy рассказала её подробно в своём дневнике). Однако
вне всяких сомнений Серафим Саровский был человеком великим, а такие могут позволить себе жертвовать единицами на благо
большинства. И вообще, нельзя подходить с обыкновенными мерками к человеку, в
горшке которого по истечении десятилетий после его смерти сушат сухари,
которыми лечатся от всех болезней миллионы верующих. Скажете, верующие такие!
Самовнушение и не то может! Полностью согласна! Исключительно самовнушение! Но
это самовнушение связано не с чем-попало, а именно с
горшком Серафима Саровского. Вы можете прожить Вашу жизнь так, чтобы
сковородка, на которой Вы жарите яичницу, через много лет стала народным
артефактом и стала обладать целительной силой? Вот то-то же... А если Вы
считаете, что главное здесь в святости жития, то Вы сильно ошибаетесь....
Но вернёмся к монастырю. В Дивеево, как я уже сказала,
настоятель никогда при жизни не ездил, но издаля про монастырь не забывал и
руководил им в своём стиле, то есть с чудесами и обалденно
красивой символикой. Вот, например, история с Канавкой...
Канавка
Последовав опыту некоторых продвинутых монастырей, батюшка Серафим у себя в
обители отделил вдов от девиц. То есть не совсем разделил, на богослужениях они
встречались, просто разнёс жилплощадь по разным концам монастыря. Потому как
вдовы могли порассказать девицам, как прикольно бывает, вообще-то говоря,
сходить замуж. А девицам такую ересь слушать вовсе необязательно и даже опасно.
Вот их и отселили. Однако отделение не гарантировало полного спасения девиц от
всех соблазнов (а может и от местных дошлых мужиков),
и настоятель повелел им копать Канавку.
"Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Так, что Канавка
эта - стопочки Божией Матери! Тут её обошла сама Царица Небесная! Эта Канавка
до небес высока! Как антихрист придёт, везде пройдёт, а Канавки этой не
перескочит!"
Конечно, раз Дивеево - это место, где ходила Богородица, то естесственно
паломникам будет интересен вопрос, где имено она ходила. Паломники с туристами
любят конкретности, они должны знать, какую именно икону надо поцеловать,
откуда именно надо набрать воды, земли, травы, камней и прочих природных
элементов, просто так сказать: "где-то тут ходила Богородица"
недостаточно, народу нужно показать точно, чтобы он не разочаровался. А заодно
занять работой молоденьких монахинь, которым от лени могут прийти в головы
всякие дурные мысли. Но заметьте, какой красивый парадокс породил эту
легендарную достопримечательность. Канавка "высотою до небес"... Не
стена, не забор, не тропинка - яма. Копать яму "высотою до небес". Красиво?-) Батюшка Серафим знал, что надо делать, и как об этом
сказать.
Однако ленивые девчонки не торопились выполнять задание и
прохалтурили аж до ноября месяца. А, может, копали,
только маленько не там-) Помнится, когда мы были на
экскурсии в Сарове, было много шуток о существовании подземного хода, прорытого
дивеевскими монашками в Саровский мужской монастырь-)
В ноябре терпение настоятеля лопнуло. Как-то раз поутру, вышедшая из дома
монахиня увидела буквально в двух шагах самого Батюшку Серафима с мотыжкой, в
гордом одиночестве копающего свою Канавку. И это при том, что
всем известно, что любовь настоятеля к своему монастырю проявляется
исключительно на расстоянии. Девушка перепугалась, что настал конец света, и
побежала будить сестёр. Когда все вышли посмотреть на живого начальника, то не
увидели уже ни Батюшки Секрафима, ни мотыжки, ни Канавки... В тот же день в
монастырь вернулась из Сарова монахиня (я не помню точно, какая-то крупная
шишка в монастыре), котрая сказала, что Батюшка Серафим прямо-таки настаивает
на копании Канавки. Ну если дело дошло до того, что
дух находящегося за несколько десятков вёрст настоятеля является по утрам
копать, то тут уже ничего не поделаешь... надо копать.... Копалось в ноябре
плохо, поэтому вместо трёх аршинов получилось что-то ну совсем уж
символическое, а крыжовник вообще не прижился (забыла сказать, им надо было не
просто выкопать канавку, а всю землю сбрасывать на внешнюю сторону и посадить
на насыпи крыжовник... чтобы явившийся антихрист попотел ещё на подходе к
Канавке в колючках). В общем, не получилось задуманной Канавки. Когда пришла
Советская власть, Канавку зарыли, но на её месте, на память верующим, чудесным
образом выросли тополя. А потом уже в 90-е по этим тополям определили святую
Канавку и откопали заново, теперь она глубокая, правда
всё равно без крыжовника. Чудесные тополя снесли, почему - не знаю. Брат
предположил, что они мешались бульдозеру.
Сейчас по этой Канавке здорово гулять, место это очень спокойное
и тихое... Брат правда возмущался, что гулять там надо
исключительно против часовой стрелки - "Против солнца - это уж совсем
полнейшая ересь!!"
Святые сухарики и закон транзитивности
Когда Серафим Саровский после долгих лет отшельничества в лесах вернулся назад
в родной монастырь, к нему стало приходить множество людей: кто за советом, кто
за исцелением, кто ещё за чем. Всех посетителей Батюшка Серафим охотно принимал
и угощал суровой монастырской пищей (за неимением другой), сухариками. Вскоре
обнаружилось, что сухарики, полученные от Батюшки Серафима, обладали
чудотворной силой! Их можно было грызть в качестве лекарства от всех болезней!
Народ обрадовался, спрос на сухарики возрос... После смерти Батбшки Серафима
православные чуть было не лишились своей основной панацеи, но нашлись умные
люди, которые сообразили, что хоть Серафим и умер, но посуда-то его осталась!
Вот он, тот самый горшок, в котором Батюшка Серафим держал сухарики для гостей!
Дальше постараюсь дословно воспроизвести слова экскурсовода: "Сухарики, высушенные в горшке Серафима Саровского считаются
святыми и обладающими целительной силой. Поэтому монахини до сих пор сушат в
этом горшке сухарики и раздают верующим. Конечно же
сухариков из этого горшка не хватит на всех паломников, поэтому монахини
смешивают сухарики, высушенные в горшке, с обычными. Если сухарики, высушенные
в горшке Серафима Саровского, высыпать в мешок с обычными сухариками, то все
сухарики в мешке считаются святыми. Монахини не могут раздать всем желающим
сухарики, но их можно купить. Если вы купите святых сухариков и по приезду
домой смешаете их с обычными ,то все ваши сухарики
будут считаться святыми". Та же песня творится с маслицем, взятым из
лампадки Серафима Саровского. Маслице это святое, но лампадка маленькая,
поэтому если капнуть капельку маслица в бутылку с обычным маслом, то всё масло
считается святым, и вы можете купить в киосках маленький флакончик, а по
приезду домой вылейте флакончик в канистру и вы получите канистру святого
маслица. И эта же песня и с земелькой из Канавки. Ну
тут вы уже всё поняли: разбросайте горсточку святой земельки, взятой из
Канавки, по своему огороду и вы получите.......................... Воистину
чудеса!! И всё чудесатее и чудесатее! Когда я рассказала об этих чудесах брату,
он заявил, что если бы я напряглась и вспомнила, чему меня учили в
Университете, то нисколько бы не удивлялась таким расчудесным чудесам, а поняла
бы, что это ни что иное, как закон транзитивности! Напрягаться я не захотела и
поверила брату на слово. А раз закон транзитивности - значит
в следующий заезд в Дивеево покупаю один сухарик и будем с Kaisy творить святые
кириешки!
Обратите внисание на одно замечательное слово, которое в речи
экскурсовода встречалось много-много раз - "считаются" (а если поточнее, то "считаются святыми"). Это значит,
дорогие граждане, что у нас с вами святое - это то, что на данный момент
СЧИТАЕТСЯ святым... Фильм про барона Мюнхаузена помните? Там в конце бедолага барон, загнаный в угол, спрашивал у нелюбимой жены:
"а что же такое правда??" и получил замечательный ответ: "правда
- это то, что на данный момент СЧИТАЕТСЯ правдой". И если прочухать как
следует эту простую, но гениальную мысль, то можно со спокойной совестью
впаривать паломникам и туристам всё, что угодно!!
В Дивеево мысль прочухали-) Продаётся там абсолютно
всё! Хотя нет, пардон! Земельку из святой Канавки вы можете набрать бесплатно -
там есть специальные кучки! Однако чтобы вы, в припадке радости, не распихивали землю по карманам, предприимчивые детки торгуют
рядом с кучками пакетиками - покупайте пакетик и несите домой святую земельку в
святом пакетике! А если учесть, что на пакетики тоже действует закон
транзитивности....... Положите, например, в пакетик
кошку и она вылезет оттуда святой кошкой. Если у вас такая кошка, как моя, то
она за пятнадцать минут сделает двадцать прогонов по квартире, и в результате
вы получите абсолютно святую квартиру... с содранными святыми обоями... Ладно,
содранные этой заразой обои - это мой больной зуб, не будем на него
отвлекаться.
Итак, земля там бесплатная, а все остальные святости есть в киосках
за разумную цену! Несмотря нга обещания экскурсовода, что монахини могут
угостить нас свтыми сухариками, ничего подобного я в монастыре не наблюдала, не
нашла ни одной монахини, которая бы угощала кого-нибудь сухариком-( А купить можно было, пожалуйста.... Дивеево - монастырь
продвинутый, поэтому там в продаже есть специальные подарочные наборы. Четыре в
одном! Маслице, земелька (в таких наборах она продаётся, бесплатно - только в
карман), ещё какая-то бурда (не помню) и пара-тройка молитв, особо ценимых
Батюшкой Серафимом! Всё святое, всё чудотворное! Есть от чего потерять голову!
Ещё там продаётся трава! Предполагаю, что летом с тарвой, выросшей на святой
Канавке поступают так же, как с землёй, выделят туристам делянку, на которой
можно будет попастись и рассовать по карманам (пакет за деньги!) святую травку.
Однако, трава ещё не выросла, поэтому продают
прошлогоднюю, зато красивишно упакованную в расшитую подушечку. Что ещё там
продают..... еду монастырскую, воду из источников не
продают, её можно забрать бесплатно, зато продают бутылки для воды. Опять же на
воду закон транзитивности не действует, так что если вы добавите капельку
святой воды в стакан воды, набранной из-под крана, то хрен вам, а не
масленница! Думаю, вы сами понимаете почему это происходит
и почему экскурсоводы говорят: "Святую воду можно долго держать только в
специальной посуде! Если вы будете хранить святую воду в обычной бутылке, то
она, несмотря на то, что святая, может испортиться" О! Чуть не забыла!Там продают благословления на фотосьёмку! Я купила эту
бумажку в надежде, что на ней будет написано: "Я, настоятельница
Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, матушка такая-то
благословляю такую-то (то есть меня) на фотосьёмку". Меня обломили,
набумажке бло написано всего лишь, что это "разрешение на
фотосьёмку". Причём ,никем не подписанное! А если
учесть, что правила поведения на территории монастыря и храмов может
устанавливать только настоятель или то лицо, которое натоятель на это
благословил, и следить за поведением туристов имеет право исключительно это же
лицо (а не бабки, которые фырчат за спиной, а то и в лицо всякие глупости), то
получается что я купила совершенно недействительную бумажку-((
В общем сейчас Дивеево, это большой и развитый бизнес центр. Торгуют там все,
кому не лень и всем, чем не лень, а те, кому лень, просят подаяние. Подаяние,
совершённое на территории монастыря, считается поступком во много раз более богоугодным, чем совершённое на улице около дома,
снимает большее количество прегрешений, во много раз лучше очищает душу,
короче, Дивеевские попрошайки во много раз богаче наших городских.
Больше про Дивеево, наверное, мне рассказать нечего. Хочу
напоследок рассказать ещё немного про Серафима Саровского.
Жизнь после смерти
Когда преподобный Серафим Саровский умер, его, как и положено, похоронили. Конечно ретивые верующие успели растащить кое-что из его
одежды и вещей, поэтому чудотворная сила великого старца в миру осталась. После
его канонизации был постевлен вопрос: откапывать или не откапывать? Раз святой,
значит мощи принадлежат не матушке земле, а верующим!
По словам экскурсовода, по этому вопросу было много споров. И даже было
проведено специальное расследование, в ходе которого было выявлено много
случаев исцеления больных с помощью тех оставшихся кусков одежды и вещей,
которые в своё время спёрли дошлые люди. Уж не знаю,
сколько именно должно быть случаев исцеления, чтобы мощи стали СЧИТАТЬСЯ
святыми, но Батюшке Серафиму не повезло, спокойно полежать в земле ему не дали.
Я считаю, что рыться в могилах - вещь нездоровая, это во
первых, а уж если вы делаете кого-то святым - то будьте добры уважать его
останки, это во вторых. Но православные со мной не согласны и то, что было
когда-то Батюшкой Серафимом, откопали. Тут приключилась неувязка...
Православные опять чуть было не лишились одной из своих святынь. Дело в том,
что по тогдашним правилам, святыми СЧИТАЛИСЬ только НЕТЛЕННЫЕ мощи, а
НЕТЛЕННЫМИ мощами СЧИТАЛИСЬ те мощи, на которых после откапывания
обнаруживались не только кости, но и мягкие ткани (причём, чем больше, тем
святее). А когда откопали Батюшку Серафима, то нашли одни кости, то бишь по всем приметам получались ТЛЕННЫЕ мощи. Полный швах,
казалось бы, и всякие сомневающиеся начали громко выступать, дескать, а
святой-то ненастоящий! Однако умные люди в очередно раз спасли православных!
Был принят закон, что НЕТЛЕННЫМИ мощами СЧИТАЮТСЯ те мощи, которые остались
хотя бы в виде пары костей........ В рамках этого
нового закона мощи Батюшки Серафима автоматически стали СЧИТАТЬСЯ святыми.........
Этот эпизод больше всех понравился брату из моего рассказа про
Дивеево-)) Ну просто классно... После этого сразу
захотелось перечитать замечательную книгу "Баудолино" Умберто Эко,
там много интересного понаписано про святые мощи и прочие чудесатые чудеса-))) Просто первый раз, когда читала, относилась к этой
книжке больше как к сказке, чем как к правде, а после поездки в Дивеево,
посмотрев на все чудеса собственными глазами, поняла, что Умберто Эко описывал
вполне реальные веши-))
Святые мощи Батюшки Серафима поместили в нарядную раку и выставили на обозрение
всех желающих в храме Дивеевского монастыря. Приходите, смотрите! Только вы,
наверное, как Kaisy, разочаруетесь, потому что мощи запрятаны под покрывалом и
стеклом. Кстати, опыт Kaisy показывает, что к святым мощам женщина может
подойти и в брюках, гром небесный на неё не падает.............
Вот, пожалуй, и всё... Когда я дописала про мощи, у меня
возникла мысль, что Серафим, наверное, предвидел, что неблагодарные люди будут
требовать от него чудес и после смерти так же рьяно, как требовали при жизни, в
земле успокоиться не дадут, а уж честь хранить у себя столь почитаемые мощи
Дивеевский монастырь никому не отдаст. Настоятель чувствовал, что долгие и
долгие годы будет покоиться в подопечном монастыре, и это напрочь
отбило у него всю охоту ездить туда при жизни.
Ещё раз хочу подчеркнуть, что все факты брала из рассказа
экскурсовода, ничего не придумывала!